Ваш город:

Перспективы STEM-образования

24 апр. 2018 г.
0
2374

Если современных дошкольников интересует робототехника, то логично развивать их интерес к новым технологиям, давать необходимые знания, чтобы в будущем они смогли стать настоящими профессионалами. Сделать это невозможно без продвижения современных технологий на более высокий уровень, как того требует новая научная концепция. А для этого необходимо пересмотреть существующие обучающие программы и привести их в соответствие с системой STEM-образования.

Перспективы STEM-образования

Революционный переход современного общества к применению робототехники и других инновационных технологий вызвали необходимость переустройства системы образования. Новые прогрессивные технологии требуют внедрения в индустрию подготовки высококвалифицированных специалистов инженерных профессий самых современных методик обучения. Ведь именно на этих специалистов государство возлагает большие надежды и высокую ответственность, связанную с развитием экономики, безопасности и конкурентоспособности страны в непростых геополитических условиях.

Логично, что начинать подготовку отличных специалистов лучше всего с самого раннего возраста. Именно поэтому моделирование, конструирование и игрушки-трансформеры сегодня уже практически вытеснили простые детские забавы, привычные людям старшего поколения.
Если современных дошкольников интересует робототехника, то логично развивать их интерес к новым технологиям, давать необходимые знания, чтобы в будущем они смогли стать настоящими профессионалами. Сделать это невозможно без продвижения современных технологий на более высокий уровень, как того требует новая научная концепция. А для этого необходимо пересмотреть существующие обучающие программы и привести их в соответствие с системой STEM-образования.

Что такое STEM-образование?

В недалеком прошлом все знания, обобщенные и систематизированные человечеством, рассматривались, как отдельные категории: естественные, гуманитарные и точные науки, существовавшие параллельно и не связанные друг с другом. Соединение научных дисциплин в единое целое и позволило совершить прорыв в области высоких технологий.

Рассмотрим пример:

Для создания биоробота необходимы знания математики, чтобы обеспечить машину необходимыми программами, а также знания биологии и лингвистики, которые необходимо внести в систему управления машиной. При этом язык человека вносится в «мозг» машины в виде цифр. Робота нужно «научить» нормам поведения в социуме, а это значит, что понадобятся знания психологии и общественных наук, чтобы рассчитать все возможные варианты «поведения» машины в обществе.

Объединение всех наук в общую систему, существующую в постоянной взаимосвязи, вписывается в концепцию целостной картины мира. Каждая из отраслей наук существует не сама по себе, а тесно переплетается с другими знаниями человечества. То есть, STEM – образование, предназначенное для изучения инженерных технологий, объединяет в себе:

  • естественные науки – science;
  • технологии – technology;
  • инженерию – engineering;
  • математику – mathematic.

Другими словами, STEM – учебный план, дополненный междисциплинарными связями. Для наглядной демонстрации, как полученные знания могут быть использованы в повседневной жизни, детям предоставляется возможность изучать робототехнику.

Преимущества STEM-образования

Инженерные специальности перестали пользоваться популярностью в эпоху застоя и распада СССР. Отсутствие прогресса в развитии новых технологий, низкий уровень зарплат резко понизили престиж инженерных профессий. Такая тенденция сохраняется до сих пор. Чтобы изменить ситуацию, Министерство образования и науки ставит перед собой новые задачи, продиктованные временем, в том числе – кардинально изменить подход к системе обучения молодых специалистов и обратиться к системе STEM-образования.

Предполагается, что новый подход к обучению объединит не только предметы, изучаемые в школе, но и станет связующим звеном между обучением, интересом к технике, профессиональной ориентацией учащихся на наглядных примерах, повышением статуса инженерной профессии.

Что дает новый учебный план? Преимущества очевидны:

  • Развитие коммуникативных способностей у детей, которые необходимы во взрослой жизни в любой профессии, так как современные технологии все больше требуют командной работы, умения устанавливать контакты в рабочем коллективе.
  • Воспитание интереса к техническим и точным наукам: не секрет, что любопытство детей лучше пробуждается на наглядных примерах.
  • Активация аналитического мышления. Комплексный подход в обучении позволяет расширить кругозор, определить поставленные задачи и самостоятельно найти их решение.

Как известно, в школьном возрасте дети обладают лучшими способностями к запоминанию, они более эмоциональны, что является дополнительным фактором развития интереса к технически оснащенному миру, и что позволит им быстро и с легкостью найти себя в стремительно изменяющейся реальности после окончания школы.

Перспективы внедрения STEM-образования в школьную программу

Внедрение любой инновации нуждается в дополнительных материальных затратах, переподготовке кадров, оснащения учебных кабинетов и, конечно же, создания новых учебных программ. И зачастую именно эти факторы "тормозят" развитие российской системы образования.

Однако в случае со STEM-образованием чиновники решили "идти до конца" несмотря на преграды. Они хорошо понимают, что скорейшее внедрение STEM-образования позволит в ближайшем будущем обеспечить страну инженерными кадрами, в которых российская экономика сейчас отчаянно нуждается. По этой причине органы власти уже сегодня активно работают над разработкой новых госстандартов в системе образования России, которые будут включать изучение современных технологий.

Сегодня в Москве и Подмосковье уже работает более 100 центров, включающих программу STEM-образования. Хотя этот показатель не столь велик, как хотелось бы, нужно понимать, что процесс развития только начинается. В будущем внедрение таких программ будет повсеместным, благодаря чему вчерашние школьники заполнят образовавшийся дефицит на рынке труда и займут ключевые позиции в реализации масштабных национальных проектов.

Источники изображений: itstep.az, nauka.kz, mec-krasnodar.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Урок в средней общеобразовательной школе РФ
К сентябрю 2026 года в школьную программу вернётся предмет «Духовно-нравственная культура России» и появятся учебники по русскому и литературе для 10-..
О единых учебниках по русскому языку и литературе и введении обязательного предмета «Духовно-нравственная культура России» в школьную программу
3 июн. 2025 г.
0
448
Научно-технические разработки в России.
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, 10 университетов и научных организаций победили в первом конкурсе грантов на р..
Об итогах первого конкурса грантов на разработку научных приборов и ключевых направлениях концепции международного научно-технического сотрудничества
2 июн. 2025 г.
0
889
Абитуриенты.
Министерство просвещения РФ намерено установить новый порядок проведения всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), а Министерство науки и высшего обр..
О новом порядке проведения ВсОШ и введении отработки после вузов
30 мая 2025 г.
0
2390
Оставить свой комментарий

Ваш город: