Согласно исследованиям специалистов Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в числе основных навыков педагогов, наличие которых приветствуется руководством образовательных организаций, вошли социальные, коммуникативные и организационные.
Исследования, материалом для которого послужили вакансии, опубликованные на сайте hh.ru., были проведены с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA.
В результате анализа 108 тысяч предложений работы в сфере образования эксперты выявили, что наиболее востребованными навыками научно-педагогических кадров являются социальные, коммуникативные и организационные.
В пятёрку навыков-лидеров вошли:
- умение работать в команде (33% запроса),
- грамотная речь (22%),
- организационные навыки в целом (17%),
- умение организовать учебный процесс (19%),
- умение работать с персональным компьютером (19%).
В числе социальных и коммуникативных навыков отмечаются также и умение выстраивать деловую коммуникацию и креативность (11%). Были указаны и навыки межличностного общения (8%).
В 14% проанализированных объявлений предъявляется требования к знанию педагогом английского языка (14%), умениям проводить занятия и самому учиться дистанционно (12%).
Что же касается группы профессиональных навыков, необходимых современному учителю, то в этой части отмечаются: знание детской, общей и возрастной психологии (8%, 4% и 3% соответственно), способность создавать тексты научного характера (7%) и умение вести научную деятельность (8%).
Кроме владения компьютером в числе цифровых навыков было названо знание языков программирования.