На официальном портале правовой информации опубликован приказ Минпросвещения РФ, утверждающий перечень образовательных онлайн-ресурсов, разрешённых к использованию в общеобразовательных школах. Также ведомство начало публиковать методические материалы для классных часов «Разговоры о важном», которые должны проводиться во всех школах нашей страны, начиная с сентября текущего года.
В перечень разрешённых для использования в школах образовательных онлайн-ресурсов вошло около 240 пунктов. Речь идёт об электронных учебниках, онлайн-тренажёрах, курсах, тестах и других интерактивных материалах по предметам для всех классов.
Подобный список формируется и публикуется в России впервые.
Сообщив, что это станет аналогом федерального перечня бумажных учебников, глава думского комитета по просвещению Ольга Казакова заявила: «Подчеркну — это будет не рекомендация, а жёсткая норма: использовать ресурсы, не указанные в перечне, запрещено».
В свою очередь, Михаил Кушнир (член правления Лиги образования, учитель информатики в школе № 45, Москва), отметив, что соответствующие поправки в ч.8 ст. 18 ФЗ 273 были приняты в самом конце 2021 года, и тогда педагогическое сообщество предполагало, что они будут работать по-другому, пояснил: «Я наивно надеялся, что гибкие и изменчивые цифровые инструменты сломают кондовую модель грифования учебников — особенно, когда они стали в обязательном порядке иметь цифровую ипостась. Но нет: цифровая экосфера не защищает от закона Мерфи. Вместо высвобождения бумажных учебников цифровыми инструментами произошло обратное – гибкую и трепетную цифру загнали в бумажное бюрократическое болото.
Все мои призывы построить систему противоположным образом услышаны не были. Я убеждал, что выход в доступ должен проверяться только на техническую функциональность, а содержание должно быть на самоконтроле производителя. Потому что, если в процессе использования всплывут (а в цифре это происходит очень быстро) нарушения четких условий, правил, то издержки на их исправление будут очень болезненными.
Чем особенно плоха ситуация с электронными образовательными ресурсами: их использование легче отслеживать. С бумажными учебниками было проще: они стояли в кабинете в шкафу, а я работал, как мне виделось правильным. С ЭОР так не получится».
Тем временем Министерство просвещения РФ начало публиковать методические материалы для проведения в школах России классных часов «Разговоры о важном».
Методички разбиты по возрастам: отдельно представлены материалы для 1-2, 3-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классов.
К примеру, на уроке «Наша страна — Россия», запланированном на 12 сентября, ученикам первых классов предлагается включать песни из советских фильмов («С чего начинается Родина», «Гляжу в озёра синие»), а в 3-4-х классах, помимо песен, предлагается ещё вспоминать пословицы и поговорки о Родине, среди которых авторы приводят такие: «Счастье Родины дороже жизни», «За Родину-мать не страшно умирать».
Что же касается учеников 5-ых классов, то педагогам предлагается говорить с детьми о военной спецоперации России на Украине. В частности, даются творческие задания на тему героизма и любви к родине, где в качестве примеров приводятся истории о российских военных.
Вот история, данная в методичке: «Капитан Александр Романов во время боя обнаружил группу украинских националистов и принял решение вытеснить их на минное поле. В результате операции националисты сдались в плен, капитан Романов лично обезвредил 26 мин. Благодаря успешно проведённой операции российские войска без потерь заняли плацдарм».
Ознакомиться со всеми методическими материалами можно на портале проекта. На текущий момент доступны материалы к следующим занятиям на сентябрь: «День знаний», «Наша страна — Россия», «165-летие со дня рождения Циолковского» и «День пожилых людей».